Блог команды НДС Минус

Банковская гарантия в 2020 году

банковская гарантия

Государственные предприятия заказывают товары или услуги у частного бизнеса через электронные площадки, например «Сбербанк-АСТ» или «ТЭК-Торг». Чтобы выполнить государственный заказ, собственнику бизнеса нужно получить банковскую гарантию. В этом материале расскажем, что это такое и зачем она нужна.

Что такое банковская гарантия


Гарантия — это документ, который защищает государственного заказчика от ситуаций, когда предприниматель не выполняет условия контракта. Перед подачей заявки на тендер предприниматель получает документ в банке.

Как это работает. Администрация района заказывает у строительной компании ремонт дороги, а потом выясняется, что дорожные рабочие отказываются выходить в смену, потому что им уже два месяца не платят зарплату. В итоге дорога не отремонтирована вовремя. В этом случае районная администрация обращается в банк и получает компенсацию, а банк взыскивает деньги со строительной компании.

В зависимости от условий тендера, гарантия может покрывать не только невыполнение обязательств по контракту, но и некачественное оказание услуг. Например, госкорпорация заказала фуршет к юбилею гендиректора, а кейтеринговая служба привезла несвежих омаров. Тогда госкорпорация может обратиться в банк за компенсацией.

По закону любая банковская гарантия для государственных тендеров — безусловная, то есть банк обязан выплатить деньги по первому требованию без разбирательств.

Какие ФЗ регулируют работу с банковской гарантией


По 44-ФЗ и 223-ФЗ, гарантийный документ нужен всем частным компаниям, которые участвуют в государственных закупках. Без него нельзя даже подать заявку на тендер.
Также этот документ используют в крупных частных сделках. Стороны сделки вправе прописать условие о получении банковской гарантии в договоре, и тогда поставщик должен будет предоставить гарантию заказчику перед началом сотрудничества.

Виды банковской гарантии


Есть три вида:
– на исполнение обязательств. Если подрядчик не выполнил обязательства, заказчик получает компенсацию в банке.

– на обеспечение заявки. Иногда предприниматель выигрывает тендер, а потом отказывается от выполнения обязательств — например, нашел более выгодное предложение. В этом случае организатору тендера приходится тратить время на поиск другого подрядчика. Чтобы такого не случалось, предприниматель сначала предоставляет гарантию, а если отказывается от тендера — банк выплачивает заказчику деньги.

– на авансовый платеж. Документ страхует от случаев, когда подрядчик получает целевой аванс, а тратит деньги на что-то еще. Например, получил предоплату на благоустройство детской площадки, а сам купил жене новую машину. При этом неважно, выполнит ли подрядчик свои обязательства — он уже нарушил условия контракта, и это повод для компенсации.

Срок банковской гарантии


Как правило, документ действует начиная с момента выдачи, но банк может изменить дату начала по просьбе предпринимателя. Срок обеспечения банковской гарантии должен покрывать весь срок контракта плюс один месяц. Например, если по контракту подрядчик оказывает услугу с июня по август, то срок действия документа заканчивается в конце сентября.

Реестр банковских гарантий


Все банковские гарантии размещаются в реестре. Это помогает заказчикам быстро проверить, получил ли подрядчик документ, а самому подрядчику не нужно предоставлять его на бумажном носителе, потому что информация доступна в электронном виде.
Реестр находится на сайте Единой информационной системы в сфере госзакупок, но с июля 2018 года он находится в закрытом доступе. Теперь информацию о гарантиях могут посмотреть только организаторы тендеров и банки.

Бухгалтерский учет банковских гарантий


Чтобы получить гарантию, нужно заплатить банку процент от стоимости контракта, поэтому в бухучете затраты на получение документа относят к расходам бизнеса.
Проводки для отражения перевода денег банку:

Дебет 76 Кредит 51

Проводки для включения гарантийного документа в стоимость актива:

Дебет 08, 10, 20, 41 и др. Кредит 76
Бухгалтерия Право