Блог команды НДС Минус

Аффилированные лица в ООО. Признаки и ответственность

Аффилированные лица ООО

Для защиты от манипуляций в налоговом, антикоррупционном и антимонопольном законодательстве, государство требует вести списки связанных аффилированных лиц. Что это за лица, и как их списки помогают государству и бизнесу — расскажем в этом материале.

Что такое аффилированные лица и компании


Аффилированность — способность влиять на решения и деятельность другого человека или организации. В повседневной жизни аффилированным лицом может быть ваш близкий друг или родственник. Например, ваша бабушка ругается, если вы ходите зимой без шапки — и в итоге вы надеваете шапку, чтобы бабушка не нервничала. В бизнесе все примерно так же — аффилированными лицами считаются:

– собственники, гендиректор и топ-менеджеры организации;

– люди и организации, которым принадлежат доли в компании в 20% или больше;

– люди и организации, управляющие холдингом, которому принадлежит компания.

Все эти люди и компании могут оказывать влияние на тех, кто принимает управленческие решения в бизнесе. Как бабушка влияет на ношение шапки. Каждая компания, у которой есть аффилированность, обязана вести реестр или список аффилированных лиц. Если игнорировать эту обязанность, придется платить штраф до 300 000 рублей.

Образец списка аффилированных лиц


Закон не устанавливает какую-то особую форму реестра аффилированных лиц, поэтому компания может размещать список как удобно. В случае с юридическим лицом, его нужно опубликовать на сайте, а если предприятие выпускает акции или облигации, нужно сообщить об аффилированности в регистрирующий орган. Любые изменения в реестре лиц, которые влияют на бизнес, нужно сразу публиковать на сайте.Чтобы начать вести список аффилированных лиц, генеральный директор:
– выбирает ответственного за ведение реестра и оформляет соответствующий приказ (гендиректор может назначить ответственным любого сотрудника, обычно назначают штатного юриста);

– указывает, как часто нужно обновлять реестр (можно указать любой срок, обычно указывают 3, 6 или 12 месяцев);

– устанавливает место хранения списка и порядок предоставления доступа к нему (например, документ хранится в сейфе, а доступ может дать только бухгалтер и только по указанию директора).

В документе обязательно указывают название, юридический и почтовый адрес предприятия, а также дату аффилированности и причину, по которой она возникла. К примеру, сотрудника повысили до технического директора, или акционер увеличил долю акций до 20%.

Образец заполнения списка аффилированных лиц можно посмотреть на сайте Центра раскрытия корпоративной информации. Например, в информации о заводе «Элекон» видно, что организация регулярно публикует списки и изменения — и любой документ можно скачать.

Дополнительные признаки аффилированности


Помимо прямого руководства компаний и покупки ее акций, есть и другие признаки, которые указывают на аффилированность. Общая логика такая: если по документам вы не управляете компанией, но все указывает на то, что вы в ней «не последний человек», суд может признать вас аффилированным лицом.
Например, в постановлении Верховного суда №53 сказано, что если гендиректор компании передает управление другому человеку по доверенности, то он не освобождается от ответственности. Допустим, в случае банкротства компании, гендиректора все равно будут вызывать в суд, даже если по документам бизнесом руководит другой человек.

Зачем нужен закон об аффилированных организациях и лицах


Оказывая влияние на несколько компаний сразу, недобросовестный предприниматель может использовать различные «серые» схемы, чтобы не платить налоги, стать монополистом или даже заполучить доли в чужом бизнесе.
Например, предприниматель хочет единолично принимать ключевые решения по компании, и для этого ему нужно выкупить акции у других учредителей бизнеса. Учредители согласны продать немного акций, но не хотят, чтобы право принимать решения перешло к одному человеку. Тогда предприниматель создает юрлицо и назначает гендиректором своего друга. Друг выкупает акции, затем перепродает их организатору этой схемы — и в результате бизнес переходит под управление одного человека.

Благодаря законодательству, подобные схемы станут невозможны. Если суд докажет аффилированность, сделку по продаже долей в бизнесе признают ничтожной.
Право Личный опыт