Консультация по снижению НДС


Блог НДС МИНУС

Обеспечительный платеж: кому и за что платят, как оформлять документы

А также для чего он нужен и как работает?
Когда вы снимаете квартиру, оставляете владельцу залог. В бизнесе то же самое: арендуете офис и переводите на счет собственника помещения деньги. Рассказываем, зачем так делать, сколько нужно платить, в каких случаях деньги достаются арендодателю, и как оформить залог с точки зрения законов и бухучета.

Зачем нужен обеспечительный платеж в договоре аренды

Арендодатели часто хотят подстраховаться на случай, если арендатор окажется неплатежеспособным или просто решит не платить за аренду. В этом случае арендодатель при заключении договора требует внести на депозит обеспечительный платеж. Если что-то пойдет не так, возьмет деньги себе, а если все будет в порядке — вернет в конце срока аренды.

Сумма депозита может быть любой, закон ее не ограничивает. Это может быть одна или две месячные стоимости аренды или процент от арендной платы. Еще размер депозита бывает постоянным, поясним на примере:
Вы снимаете офис за 100 000 ₽ и договорились о том, что на счете обеспечительного платежа у арендатора всегда будет 200 000 ₽ — за два месяца аренды. Если вы не оплатили очередной месяц вовремя, арендатор списывает половину суммы со счета — и после этого вам придется внести деньги, чтобы депозит снова составил 200 000 ₽.
Собственник помещения, которое вы снимаете, может использовать залог не только в счет аренды, но и для компенсации ущерба. Например, если после вас в офисе пришлось делать ремонт.

Договор аренды после окончания можно продлить, но если вы нашли офис получше, то арендодатель должен вернуть обеспечительный платеж. Как скоро — указано в вашем договоре. В случае если вы решили снимать тот же офис, арендодатель все равно должен перевести вам платеж, а затем вы еще раз внесете деньги на депозит. Чтобы не переводить деньги туда-сюда, можно прописать в договоре, что депозит переносятся на новый срок аренды.

Образец обеспечительного платежа в договоре

Условия о депозите прописывают в договоре аренды в отдельном разделе. Нужно указать:

  • куда переведете деньги (обычно на расчетный счет);

  • сколько составляет сумма залога;

  • в каких случаях собственник помещения может использовать залог;

  • как скоро после прекращения договора нужно вернуть деньги.
Условия составляют в свободной форме, вот пример
Можно добавить свои условия, которые не противоречат закону. Пока деньги лежат на счете арендодателя, банк начисляет проценты на остаток, поэтому может быть уместным прописать в договоре перечисление этих процентов арендатору.

Нужно ли платить НДС с обеспечительного платежа

Нужно ли исчислять налог на добавленную стоимость, зависит от того, что вы написали в договоре. Если залог можно использовать только в зачет компенсации ущерба или платы за аренду, то НДС не исчисляют.

Вы можете указать в соглашении, что депозит можно использовать в счет оплаты товара или услуг, которые вы покупаете у арендатора. Например, вы снимаете часть склада на пилораме и покупаете у этой же пилорамы древесину. Так как дерево облагается налогом на добавленную стоимость, то и с обеспечительного платежа тоже нужно платить НДС.

Бухгалтерские проводки обеспечительного платежа

Депозит за аренду — это не расходы, поэтому его нужно отразить как дебиторскую задолженность. На забалансовом счете 009 используйте такие проводки:

  • ДЕБЕТ 76 субсчет «Расчеты по обеспечительным платежам» КРЕДИТ 51: перечислен обеспечительный платеж;

  • ДЕБЕТ 009: отражена сумма выданного обеспечения;

  • ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 76 субсчет «Расчеты по обеспечительным платежам»: возвращен обеспечительный платеж;

  • КРЕДИТ 009: списана с учета сумма выданного обеспечения.
Андрей Варушкин
Редактор блога НДС Минус