Консультация по снижению НДС


Блог НДС МИНУС

Маркировка товаров ООО: правила, перечень продукции, как получить коды

Полная статья от НДС Минус
С 2019 года некоторые виды продукции можно продавать только с маркировкой, которая позволяет отслеживать путь товара от производителя до магазинной полки. Маркировку вводят постепенно, и большинство вещей пока что можно продавать свободно, как и раньше. Рассказываем, чем теперь можно торговать только с маркировкой, и зачем государство придумало эти сложности.

Что такое маркировка товаров

Маркировка — это нанесение на товар специального кода Data Matrix, в котором зашифрована основная информация о производителе, дате производства, составе, сроке годности, условиях хранения. Код наносят как угодно: наклейкой, гравировкой, краской или типографскими методами — зависит от упаковки. Например, на пачку сигарет проще нанести код в типографии, а на автомобильную шину — лазерной гравировкой.

Первый раз продукцию маркируют еще на этапе производства. Для этого производителю понадобится устройство для нанесения кода и сам код. Где купить устройство, зависит от способа, которым будете маркировать товар, а сам код можно получить в системе «Честный знак».

В цикле маркировке участвуют все ИП и компании, которые связаны с производством, транспортировкой и продажей товара, например цикл может быть таким:

  • производитель выпустил товар и нанес код Data Matrix;

  • транспортная компания забрала партию, водитель внес изменения в код и привез продукцию в Москву;

  • часть товара попала на полки в ближайший магазин — сотрудники магазина изменили код партии;

  • другая часть товара отправилась в магазины Московской области, где магазины также внесли изменения в код;

  • при покупке кассир проводит товар через кассу, и код Data Matrix автоматически снимается.

Таким образом, по маркировке видно, кто произвел товар, кто его привез, когда он попал в магазин, и когда и где был куплен. Это защищает потребителей от контрафактных продуктов, потому что товар без кода Data Matrix просто не пробьется на кассе. Благодаря этому подделывать технику и алкоголь или заниматься браконьерством становится сложнее.

Что можно продавать только с маркировкой

Некоторые категории продукции уже подлежат обязательной маркировке кодом Data Matrix. Например, без кода нельзя продавать:

  • табачную продукцию — сигареты, сигары, табак для кальянов;

  • изделия из меха — шубы, дубленки, шапки;

  • любую обувь;

  • лекарства и медицинские изделия, например протезы и импланты.

За продажу этих товаров без маркировки юрлицо могут оштрафовать на 300 000 рублей с конфискацией продукции. Если стоимость немаркированной продукции в продаже превышает 1,5 миллиона рублей, можно даже получить до 3 лет лишения свободы по статье 171 УК РФ.

С 1 октября маркировка станет обязательной для духов и фотоаппаратов, а с 1 ноября — для шин и автопокрышек. В ближайшее время маркированными станут товары легкой промышленности, молочная продукция, велосипеды, пиво и вода.

По информации портала «Честный знак», к 2024 году все товары в Российской Федерации будут проходить обязательную маркировку. Минпромторг выявил в 2018 году 6 млн единиц контрафактной продукции сомнительного качества, с которой не платится налог. Нанесение кодов Data Matrix на меховые изделия уже принесло государству 600 млн рублей за полгода, а на полках магазинов больше нет браконьерского или поддельного меха.
Андрей Варушкин
Редактор блога НДС Минус